Задвижка - это элемент трубопроводной запорной арматуры, который широко применяется в трубопроводных системах. Каждая задвижка имеет запорный элемент, который перемещается перпендикулярно оси потока рабочей среды. При опускании запорного элемента поток рабочей среды перекрывается - положение «закрыто». При поднимании затвора поток рабочей среды перемещается без помех по трубопроводу - положение «открыто». Задвижки, как элемент трубопроводной запорной арматуры, до сих пор являются наиболее популярными в различных трубопроводных системах, таких как:
Популярность использования задвижек на трубопроводных магистралях объясняется следующими факторами:
Кроме того, задвижки отличаются большим диапазоном диаметров и небольшой стоимостью.
Для изготовления задвижек используют такие материалы как: сталь, чугун и алюминий. Задвижки из этих материалов имеют похожую конструкцию, но сам материал, из которого изготовлена задвижка определяет возможности эксплуатации, физико-механические свойства и самое главное - область применения задвижки.
Чугунные задвижки применяются в трубопроводных системах, которые работают при небольших динамических нагрузках и малых температурах. Чугунная арматура применяется для перекрытия транспортируемой по трубопроводу среднеагрессивной и неагрессивной рабочей среды. Область применения чугунных задвижек - это в основном системы трубопроводов горячей и холодной воды, канализации. Для дополнительной антикоррозийной защиты задвижек на корпус наносится специальное эпоксидное покрытие.
Чугунные задвижки изготавливают из следующих видов чугуна:
Корпуса чугунных задвижек изготавливаются при помощи метода литья. Данный способ создает "матовую” текстуру стенок. С чугунной арматурой нельзя использовать сварку, чугун не поддается действию автогена. Присоединение задвижки к трубопроводу происходит при помощи фланцев. Между фланцами устанавливают прокладку, которая увеличивает прижимную силу и устраняет протечки рабочей среды в местах присоединения чугунных задвижек к трубе. Ещё используется муфтовый способ присоединения чугунной арматуры. Запорная чугунная арматура применяется на трубопроводных системах с вязкой рабочей средой.
Одним из свойств чугунной задвижки является хрупкость материала, из которого она изготовлена.
Это свойство и накладывает определенные ограничения на область применения чугунной запорной арматуры:
Задвижки из стали устанавливаются на трубопроводы и эксплуатируются в гораздо более суровом и резком климате, чем чугунные. Стальные задвижки очень устойчивы к воздействию на них агрессивных и высоко агрессивных рабочих сред, транспортируемых по трубопроводу. Они обладают большей прочностью, так же гораздо легче поддаются механической обработке. Также в зависимости от марки стали характеризуются морозоустойчивостью, жаропрочностью и жаростойкостью. Стальные задвижки изготавливают из следующих марок стали:
Стальные задвижки характеризуются зеркальным, ровным покрытием без зацепов, внутренних трещин, выбоин, бугорков и других дефектов. Допускается по нормам формирование небольших неровностей в процессе сварки компонентов стальной запорной арматуры. Соединение стальной запорной арматуры с трубопроводом бывает фланцевое, муфтовое, под приварку.
Благодаря таким свойствам стали как, прочность, морозоустойчивость и жаростойкость, задвижки, изготовленные из стали могу эксплуатироваться при более высоких параметрах транспортируемой рабочей среды:
К тому же, свойства стали обеспечивают задвижкам, из которой они изготовлены, высокий класс герметичности запорного элемента. Класс герметичности стальных задвижек – «А».
Давайте попробуем сравнить стальные и чугунные задвижки, глядя на их плюсы и минусы.
Задвижки из чугуна. Плюсы:
Минусы:
Основным недостатком чугунных задвижек скорее всего является массивность, большой вес задвижки. Чугунную запорную арматуру нельзя применять для транспортировки агрессивных рабочих сред. К тому же, из-за хрупкости чугуна задвижки не используются на трубопроводах с высоким давлением рабочей среды и высокими динамическими нагрузками в трубопроводной системе. Чугунные задвижки не производят с приварным типом присоединения к трубопроводу.
Температура рабочей среды чугунной запорной арматуры значительно меньше чем у стальной.
Стальные задвижки. Плюсы:
Минусы:
У задвижек, изготовленных из стали меньшая коррозионная стойкость, чем у чугунных.
Чугунные задвижки более коррозиеустойчивы, чем стальные. Поэтому задвижки из чугуна используют в трубопроводных системах, в которых транспортируется вода. Это трубопроводные сиситемы:
Стальные задвижки устанавливают на трубопроводы, транспортирующие нефтепродукты, токсичные вещества, минеральные удобрения, сжиженные газы, огне- и взрывоопасные продукты. Стальную трубопроводную запорную арматуру применяют в следующих областях:
Для каждого вида трубопроводной арматуры, в том числе и для задвижек, предопределены свои сферы и области применения, в которых они успешно справляются с поставленными перед ними задачами.