Задвижка является важнейшим элементом в системе трубопровода. Принцип работы задвижки основан на перекрытии потока рабочей среды посредством изменения площади проходного сечения в трубопроводе. Эту задачу выполняет запорный элемент задвижки. Задача управления запорным элементом – максимально быстро, но плавно опустить или поднять его.
Запорный элемент задвижки может находиться в положении «открыто» или «закрыто». Такая задвижка не может использоваться для регулирования потока рабочей среды. Если запорный элемент будет слишком долго находиться в полузакрытом состоянии, то поток рабочей его деформирует. Задвижка станет неработоспособной. Поэтому процесс открывания и закрывания должен происходить довольно быстро.
Слишком резкое открывание или перекрывание потока также нежелательно. Потому что может привести к гидроудару в трубопроводе. Чтобы этого не случилось, запорный элемент задвижки необходимо перемещать плавно.
Все виды трубопроводной запорной арматуры, в том числе и задвижки управляются классическим элементом – маховиком (штурвалом).
Маховик (штурвал) - это в основном круглый элемент со спицами, при вращении которого усилие от рук передается на шпиндель задвижки. Маховик предназначен для выполнения основной задачи – ручного управления задвижкой.
При вращении маховика усилие передается на шпиндель задвижки, который опускается или поднимается, и соответственно, опускает или поднимает запорный элемент (затвор). Шпиндель у задвижки бывает выдвижным или невыдвижным. Выдвижной шпиндель поднимается над маховиком настолько, насколько поднят затвор. Невыдвижный шпиндель не поднимается над маховиком, эти перемещения происходят внутри корпуса задвижки.
Маховики задвижек отличаются друг от друга размерами, в зависимости от типа и размера самой задвижки, а также материалом изготовления.
В основном маховики (штурвалы) для задвижек изготавливают из стали и чугуна с последующей окраской эпоксидным покрытием.
Вот некоторые виды чугунных маховиков для трубопроводной арматуры:
Основные параметры и размеры маховиков,изготовленных из чугуна,регламентируются ГОСТ 5260-75
Запорная трубопроводная арматура, в том числе и задвижки в процессе эксплуатации сталкиваются с агрессивными и не агрессивными рабочими средпми и подвергаются износу. Вследствии чего вознткают следующие неисправности:
Маховик в задвижке жестко соединен со шпинделем. Снять маховик с задвижки не очень сложно. Для этого необходимо открутить верхнюю стопорную гайку при помощи подходящего ключа. Далее снять маховик со шпинделя. В другом случае раскрутить ходовую гайку и снять штурвал со шпинделя. Снимается маховик легко в том случае, когда задвижка находится в состоянии близком к идеальному, т.е. контролировалась и обслуживалась регулярно в соответсвии с регламентирующими документами.
Но, не редки случаи когда снять маховик со шпинделя задвижки не так то и просто. Для этого прибегают к некоторым способам:
Для предотвращения неисправностей и поломок трубопроводной арматуры необходимо постоянно контролировать техническое состояние всех элементов задвижки, в том числе и маховика. Нужно следовать документу "Регламент технического обслуживания", в котором регламентирована процедура проверки и обслуживания запорно-регулирующей трубопроводной арматуры.